"СССР - Самстрой Самостоятельному Строителю Рекомендует" - №2

07/2007

Строительные методы древности - Хиераполис

Одна из исторических жемчужин Турции – это древний город Хиераполис. Ежегодно он притягивает к себе многочисленных туристов. Давайте и мы немного познакомимся с этим городом. Остановимся на архитектурных достопримечательностях. Руины Хиераполиса находятся на западе Турции. В свое время этот город играл важную роль в древней истории, с ним связаны многие события античности и средневековья.

Как пишут источники, город был основан в 190 г до н.э царем Пергама Евменом II в качестве курорта с минеральными водами и был, вероятнее всего, назван в честь его жены Хиеро. Расположен Хиераполис на террасе высотой 200 метров, состоящей из известковых отложений, среди чудесных горячих минеральных источников и окаменевших известковых водопадов. Во II веке н.э., во время правления римского императора Адриана, в Хиераполисе был построен театр. Это было не простое время, т.к. в городе шло обширное восстановление зданий после землетрясения в 60 г.н.э. В 193-211 г.г. сцена театра была модифицирована и искусно декорирована резьбой по известняку и мрамору. Театр в Хиераполисе имел 45 рядов и вмещал около 15 000 зрителей. Места для публики разделены 8 лестницами на девять частей и на несколько проходов для зрителей. С каждой стороны сцены 8 ступеней ведут от оркестра к зрительному залу. Театр построен в основном из мрамора, но во время реставрации при Септимусе Северусе были использованы камни, привезенные из древних театров, расположенных на севере города.

По фотографиям заметно, что экстерьер театра относительно непритязательный, но интерьер содержит одну из самых полных и хорошо сохранившихся коллекций греко-римских театральных декораций. Декоративные элементы театра в Хиераполисе сохранились лучше, чем в других театрах Турции.

Среди них несколько декоративных бордюров, на одном из которых изображен император Септимус Северус, окруженный своей семьей и богами. Другой бордюр иллюстрирует жизнь Дионисия, с рождения и до его путешествия в Азию. Недавние археологические исследования доказывают, что театр действовал также в 5 и 6 века н.э., причем в 532 году была отремонтирована сцена, ослабленная сейсмической активностью.

В наши дни город Хиераполис вместе с его древним театром занесен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Помимо театра, прогуливаясь по Хиераполису, можно увидеть развалины римской бани, превращенной в Византийские времена в церковь. Или посетить реставрированный и переделанный в музей другой банный комплекс. Можно посетить Некрополь, кстати, это крупнейший античный некрополь на территории Турции.

Есть еще одна примечательная местная достопримечательность - развалины храма Аполлона. Именно с ним связана одна из интересных загадок Хиераполиса. За последние 200 лет неутомимые археологи пытались исследовать прошлое этого города. Основываясь на исследованиях, ученые осветили одну из особенностей храма Аполлона.

Сам храм был построен в III веке н.э. на возвышенности на берегу реки. В то время храм был весьма заметной постройкой. К которой вела широкая лестница. А вот рядом с этой лестницей находится другая достопримечательность - подземный грот, посвящённый богу подземного царства Плутону: так называемый Плутоний. Учёные предполагают, что перед входом в этот грот всегда стояла плотная туманная дымка, из-за которой невозможно было увидеть, что происходит внутри.

Но помимо видимой дымки, вокруг этого места витал дух таинственности. Представьте себя жителем Хиераполиса III века. Вы видите, что любое живое существо, которое проникало внутрь грота, сразу же погибало. Но евнухи, которые проводили там ритуалы, оставались в живых! Мистика? Есть разные предположения по этому поводу. Кто-то утверждает, что все дело в умении задерживать дыхание, а кто-то заявляет, что смертоносный газ (основу смеси составляет углекислый газ) тяжелее воздуха и витал он ниже уровня голов. Некоторые ученые высказывают мнение, что все дело в одежде, а именно в особых капюшонах, которые делались из сложенной вчетверо материи и сохраняли достаточно воздуха, чтобы служители несколько минут могли находиться там, не задыхаясь.

Какое из утверждений соответствует действительности сейчас трудно сказать. Непростые условия затрудняют исследования. Но кое-что выяснить удалось. Так, учёных заинтересовало, мог ли Плутоний быть как-нибудь связан с храмом Аполлона. Анализ полученных данных показал, что действительно на глубине от 2,4 до 4,2 метров под храмом к Плутонию идёт тоннель, явно сделанный людьми. Также исследователи обнаружили под храмом комнату, находящуюся примерно на том же уровне.

По предположению ученых, эта подземная камера использовалась для демонстрации "магических" ритуалов, которые выглядели весьма впечатляюще. Ведь для желаемого эффекта было достаточно опустить жертву в это помещение, после чего она быстро умирала без видимых повреждений. А благодаря потайному тоннелю и подземной комнате это могло происходить не только в Плутонии, но и в самом храме, где люди обычно находились без вреда для самочувствия.

Находка заставила исследователей сделать предположение, что и другие храмы Аполлона могли строиться рядом с аналогичными геологическими разломами или даже на них.

Выяснить многие другие подробности учёным помогут раскопки. Но загадка: какой ценой древние архитекторы построили храм Аполлона и сделали архитектурное оформление Плутония, находясь в угрожающей близости от источника смертельно опасного газа – скорее всего останется без ответа.

Понятно, что причины тех или иных построек древних приводит в недоумение, но методы и способы строительства вызывают уважение и восхищение.

"СССР - Самстрой Самостоятельному Строителю Рекомендует" - №2