Чеканка на смоле: обводка контуров расходником

Углубление контуров (расходка по контурам)

Рисунок, переведенный на металл, представляет собой исходный этап для работы над чеканным рельефом. Следующим шагом будет углубление чеканом-расходником контуров рисунка в тонкую сплошную канавку. В отличие от плоскорельефной чеканки здесь нельзя применять чекан-давильник — операция осуществляется с помощью обводного чекана-расходника.

Опускание фона

Эту операцию выполняют с помощью чекана-лощатника. Фон опускают в тех местах, где, по замыслу автора, должны быть углубления. Для этого вдоль внешней стороны контуров опускают участки фона. Чекан-лощатник нужно держать с таким наклоном, чтобы он уплотнял металл лишь с одной стороны (около рисунка), а с другого края выходил на плоскую поверхность (рис. 1).


Рис. 1 Положение чекана-лощатника при опускании фона

Таким образом, фон пока получается подушечным, заоваленным, как в резьбе по дереву. В дальнейшем он будет опущен.

Снятие со смолы и отжиг

За время перевода рисунка (канфарение), расходки по контурам и опускания фона металлическая пластинка от ударов чекана успела нагартоваться. Ее надо снять со смолы и отжечь. Снимают бляшку следующим образом: острым зубилом и слесарным молотком или небольшой кувалдой (ни в коем случае не молотком для чеканки) сбивают натекшие валики смолы до обнажения кромок металла. В тех местах, где в смоле утоплены отогнутые в них уголки, нужно активнее углубиться в толщу битума. Когда обнажатся все четыре уголка, зубило подводят под бляшку и слегка, чтобы не помять, поднимают ее. Чаще всего бляшка легко отлипает от смолы. Если она сидит прочно, не снимается, следует сверху слегка прогреть ее паяльной лампой, а затем снять с растекшейся смолы монтировочным пинцетом или кузнечными щипцами.

Нередко на обратной стороне бляшки остается довольно большой слой налипшей смолы. Чтобы от нее избавиться и одновременно вернуть металлу пластические свойства, снятую чеканку помещают в пламя паяльной лампы или газовой горелки, нагревают до темно-красного цвета, постепенно переводя пламя от одного участка к другому. Так отжигают всю бляшку с обеих сторон. Постепенно смола выгорает, превращается в золу и легко осыпается.

Если чеканят композицию по алюминию, можно обойтись без промежуточного отжига, так как алюминий значительно дольше латуни и меди сохраняет пластические свойства. Если все же потребуется прогреть металл, то следует быть весьма осторожным, так как при температуре отжига меди и латуни алюминий разрушается. Чтобы не погубить чеканку, перед отжигом на пластинку алюминия наносят несколько черточек куском хозяйственного мыла и начинают нагрев. Мыльные полоски постепенно становятся охристыми, коричневыми, затем черными. В этот момент нужно отвести пламя, так как пластические свойства алюминию уже возвращены, а дальнейший нагрев может привести к расплавлению пластинки.

Отбеливание

От следов смолы и нагрева бляшка значительно темнеет. На латунной и медной поверхности при отжиге образуется окись меди черного цвета (CuО):

2Сu+O2=2СuО,

а на алюминиевой — корка окиси алюминия:

4Аl + 3O2 = 2Аl2O3.

На таком темно-грязном фоне скрадывается выпуклость рельефа и углубленный контур. Чтобы в дальнейшем можно было нормально работать, бляшку нужно очистить, сделать опять блестящей, светлой. Этот процесс называют отбеливанием.

Медь и латунь отбеливают в соляной или серной кислоте. Окись меди вступает в реакцию и исчезает:

CuO+2HCl-»CuCl2+ Н2O,

CuO+2SO4-»CuSO4+H2O.

Отожженную алюминиевую пластинку опускают в теплый раствор двууглекислой соды (NaНСО3) или едкого натра (NaOH). В результате реакции поверхность металла высветляется.

Отбеленную бляшку промывают теплой водой, протирают пемзовым порошком, опять промывают и просушивают в древесных опилках. На подготовленной таким образом пластинке можно производить выколотку рельефа.

Другие статьи раздела "Чеканка":

  1. 01.11.14 Станок для чеканки
  2. 05.10.14 Как чеканить без смолы
  3. 01.01.11 Оформление чеканки
  4. 01.01.11 Декоративная отделка алюминия, жести, металла
  5. 01.01.11 Оксидирование и патинирование
  6. 01.01.11 Из опыта мастеров чеканки Монголии
  7. 01.01.11 Чеканка на смоле: повторная насмолка
  8. 01.01.11 Чеканка на смоле: выколотка рельефа
  9. 01.01.11 Чеканка на смоле: обводка контуров расходником
  10. 01.01.11 Чеканка на смоле: насмолка бляшки
Прыг: 01 02 03