Изготовление фигурок из соломы, разнотравья

Травы, стебли которых потребуются для изготовления декоративных фигурок, хорошо известны, поскольку растут они всюду, но особенно охотно заселяют пустыри.

В бурьяне, нередко рядом с домом, растет пустырник. Цветы пустырника колючие, хотя само растение, включая стебель и листья, опушено мягкими шелковистыми волосками. Листья и цветы пустырника — ценное лекарственное сырье, поэтому его стебли можно срезать только осенью, когда листья и соцветия будут собраны. Разрезая четырехгранный стебель пустырника в разных направлениях и под разными углами, можно получить квадраты, ромбы и вытянутые прямоугольники. Во второй половине лета стебли полыни обыкновенной окрашиваются в буро-фиолетовый, темно-коричневый или почти черный цвет. Только в эту пору становится понятным, почему этот вид полыни называют в народе чернобыльником. Потемневший стебель — признак того, что он приобрел высокую прочность.

На сухих склонах, пустырях, обочинах дорог, в бурьянах около жилья и в посевах обычно выделяются ярко-желтые зонтики, напоминающие укроп. Это пастернак — многолетнее растение, растущее в диком виде в европейской части нашей страны, Сибири, Казахстане и на Кавказе. Стебель с соцветием появляется у пастернака на второй год жизни. У корня он цилиндрический, а ближе к середине и у вершины угловато-ребристый. Срезы стебля представляют собой разнообразные звездочки неправильной формы. Ребристый стебель пастернака хорош для нанесения на его стенки оригинальной резьбы, применяемой для декорирования отдельных фигурок.

Почти всюду над зарослями пустырных растений возвышаются крупные желтовато-зеленые, белые или слегка розоватые зонтики дудников. В средней полосе распространены два вида дудников — лесной и лекарственный, или дягиль. У всех дудников ствол трубчатый, полый внутри. Дудники — наиболее ценное сырье для изготовления декоративных фигурок.

Заготавливают сырье во второй половине лета, осенью, зимой, а если отмершие растения сохранили достаточную прочность, то и ранней весной. В конце лета и осенью иные стволы травянистых растений становятся настолько твердыми, что их приходится не ножом срезать, а спиливать пилкой с мелкими зубьями.

С заготовленных стволов и тонких веточек, после предварительного вымачивания или вываривания, снимается ножом верхняя бурая или буро-зеленая кожица. Очищенные стволы после высушивания становятся почти белыми со слегка кремоватыми, зеленоватыми или красноватыми оттенками. На поверхности очищенных от кожицы стволов находятся одеревеневшие волокна.

Наружную поверхность очищенных стволов и ответвлений окрашивают в темно-коричневый цвет анилиновыми красками или морилкой для дерева. Контрастное сопоставление фактуры и цвета внутреннего слоя с внешней темной окраской ствола — один из способов усиления выразительности будущих изделий.

Обычно вместе со стволами заготавливают и растения для изготовления веревок.

Свитые из травы веревки используются не только для связывания пучков стеблей; но и как декоративные детали. Поэтому веревочные обмотки не маскируются, а, наоборот, располагаются на самом видном месте игрушки или фигурки. Из этих элементов можно создать простейший рельефный узор. При желании его разнообразят, уменьшив или увеличив количество витков, применив заготовки различной толщины и окраски. Можно также свить веревку из жгутов, окрашенных заранее в различные цвета.

В качестве заготовок для витья веревок используют рогоз, камыш, ситник развесистый. Заготавливают сырье для веревок с середины лета и до поздней осени. Растения срезают серпом или большим ножом. Летом, особенно в жаркие дни, трава сохнет очень быстро. Достаточно одного-двух дней, чтобы получить нужный для работы материал. Но прежде чем приступить к сушке, у рогоза и камыша отрезают комлевые участки стволов. Высушенные под навесом листья и стебли сохраняют зеленовато-бурую окраску. Если же их сушить на солнце, то они выгорят и станут желто-бурыми. Разную окраску, полученную при различных способах сушки, можно использовать в декоративных целях. Заготовленный впрок материал не туго связывают в пучки в двух-трех местах и подвешивают на хранение на чердаке или в сухом помещении.

Как вить веревки

Пряди или жгуты, из которых свивается веревка, называются каболками. В зависимости от назначения веревки вьют из двух, трех и более каболок. Прием простой: каждую каболку поочередно скручивают и заводят одну за другую. Прочность веревки не зависит от того, какая крутка — правая или левая — была применена в процессе ее изготовления. Поэтому каждый мастер-веревочник скручивает пряди или жгуты так, как ему удобнее. На рисунках показана правая крутка, выполняемая по часовой стрелке. Если же кому-то удобнее применять левую, то имейте в виду: процесс витья останется тот же, только он будет как бы отраженный зеркально.

Для витья веревок мастера обычно используют специальные крюки, размеры которых выбирают в зависимости от толщины и длины свиваемых веревок. Рогатки этих крюков вырезают с таким расчетом, чтобы один конец развилки был примерно в три раза длиннее другого (длинный конец служит рукояткой). На рисунке мы показали, как намотана на крюках травяная пряжа.

Подготовив пряжу, концы ее связывают и надевают на металлический крюк, прикрепленный к стене. Натянув пряди, крючок в правой руке вращают по часовой стрелке. Выполнив два-три оборота, крюк из правой руки перекладывают в левую, а крюк из левой руки в правую. При перекидывании крюков необходимо следить за тем, чтобы правый крюк шел сверху, а левый — снизу (см. рис).

Весь процесс витья состоит из последовательного повторения этих операций. По мере удлинения свитой веревки постепенно отступают назад, сбрасывая с рогаток виток за витком. Одновременно готовую веревку наматывают на крюк, укрепленный в стене.

Из коротких заготовок веревку удобнее вить не на крюках, а пальцами (см. рис). Процесс витья такой же, как и при использовании крюков, но перед работой траву увлажняют. Два жгута, связанные вместе, набрасывают на крюк, укрепленный в стене. Один жгут берут в левую руку, другой — в правую. Жгут в правой руке скручивают между большим и указательным пальцами и переводят в левую руку. В свою очередь, жгут из левой руки переводят в правую и скручивают. Скрутив, вновь из правой руки переводят в левую. Как только один из жгутов кончится, его наращивают новым. Конец нового жгута совмещают с концом старого. Скрутив их вместе, новый жгут перекладывают в левую руку и продолжают витье в обычном порядке. Когда веревка необходимой длины будет готова, торчащие остатки жгутов обрезают ножницами.

Прежде чем обматывать веревками пучок стеблей, его стягивают по краям двумя резинками (см. рис). В одном из стеблей шилом просверливают отверстие, в которое затем вставляют конец крученой веревки. Пучок туго обматывают, плотно укладывая стебли виток к витку. Чтобы витки как можно плотнее прилегали друг к другу и к пучку стеблей, веревку нужно постоянно подкручивать. Оставшийся конец веревки заправляют в отверстие, просверленное у края обмотки. Точно так же обматывают пучок стеблей с противоположного края. Потом резинки снимают, а в отверстия, в которых закреплены концы веревки, пускают по одной капле жидкого клея ПВА.



На рисунках: витье веревок на крюках и без них; связывание стеблей

Это все была подготовительная операция, теперь попробуем сделать фигурку водоноски. Она состоит из семи деталей, каждую из которых изготовляют отдельно.


Для корпуса — основной детали фигурки — потребуются стебли примерно одинаковой толщины. В каждом стебле, используя приспособление, изображенное на рисунке 1, проделайте шилом отверстия на одинаковом расстоянии от края. Стебли трубочки разложите в ряд по мере увеличения их диаметров и соедините друг с другом с помощью прочных суровых ниток, вдетых в иголку (рис. 2). Перед тем как свернуть полученную ширмочку в рулон, нанесите на нее две клеевые дорожки. Это необходимо для того, чтобы стебли в рулоне не смещались относительно друг друга. Свернув рулон (рис. 3), обмотайте пучок стеблей оставшимися концами ниток и крепко свяжите их (рис. 4А). Для надежности на края пучка временно наденьте резиновые колечки, нарезанные из старой велосипедной камеры. Затем обмотайте пучок свитыми веревками так, чтобы они закрывали собой нитки. Острым ножом срежьте стебли в пучке, придав верхней его части сферическую форму (рис. 4Б). Трубчатые стебли, срезанные под острым углом, должны иметь на торцах форму овалов.

Все вместе они образуют своеобразную сетку, которая на фигурке будет восприниматься как простейший узор. Его можно усложнить, сделать более выразительным с помощью дополнительных вставок (рис. 5). Вставки — это небольшие отрезки цилиндрических или ребристых стволов. Кусочки стволов пастернака, вставленные в цилиндрические стволы и срезанные заподлицо с ними, украсят сетчатый орнамент звездочками. Но и цилиндрические вставки позволяют создать довольно выразительный орнаметнальный рисунок на поверхности фигурок. Так, например, в один полый цилиндрический ствол можно вставить последовательно несколько полых круглых стволов меньшего диаметра. Самую первую вставку окрашивают морилкой и, как только она высохнет, вставляют в ствол так, чтобы ее торец оказался несколько утопленным, примерно на 1,5—2мм. Следующую трубку, имеющую меньший диаметр, вставляют так, чтобы ее торец находился на уровне торца большого ствола.

Чтобы изготовить руку водоноски, вокруг полого цилиндрического ствола дудника обертывают ширмочку, собранную из тонких стеблей (рис. 6А). Связывают ее нитками, а затем веревкой (рис. 6Б, В, Г). Примерно так же изготавливают голову (рис. 7). Только ширмочкой из тонких стеблей обертывают деревянный кругляш. На одной стороне кругляша тонкой кисточкой рисуют глаза, нос и рот. С противоположной стороны вставляют пучок стеблей, который срезают на конус.

Ведра для водоноски делают из толстого ствола дудника (рис. 8). Отрезок трубки надпиливают с двух сторон, затем надпиленные участки скалывают. В образовавшихся ушках просверливают шилом отверстия для дужки ведра (ее нужно выгнуть из тонкой проволоки). С противоположного торца цилиндра стамеской или кончиком ножа выбирают углубление, в которое затем вставляют круглое донышко. На ведерке твердым простым карандашом проводят продольные полоски, имитирующие стыки клепок бочарного ведра. Для выразительности можно клепки подтонировать слабым раствором марганцовки или ореховой морилки. На каждое ведро «надевают» обручи, обматывают вокруг них распаренные и окрашенные морилкой травяные соломинки.

Коромысло делают из тонкого ивового прутика, расщепленного пополам и заостренного на концах. Затем готовые детали собирают вместе.

Другие статьи раздела "Всякое разное":

  1. 01.11.14 Подсвечники и канделябры своими руками
  2. 01.11.14 Светильники с использованием латуни
  3. 01.11.14 Светильники с использованием меди
  4. 01.11.14 Светильники из металла и природных материалов
  5. 01.11.14 Мягкие игрушки: попугай, кот в сапогах - общий вид, выкройка
  6. 01.11.14 Мягкие игрушки: гном, лягушонок - общий вид и выкройка
  7. 01.11.14 Основные приемы изготовления мягкой игрушки
  8. 01.11.14 Изготовление фигурок из соломы, разнотравья
  9. 01.11.14 Самодельный скакун и аэровелосипед
  10. 01.11.14 Как приготовить клей для склеивания изделий из мрамора и др.
Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10
Скок: 10