Кислородная резка пакетированных листов, труб, уголков...

Если осуществляется резка нескольких листов металла, то шов будет лучше, если листы закрепить в пакет, а их кромки в месте начала резки будут уложены так, как это показано на рис. 1.


Рис. 1 Пакетирование листов для облегчения начала резки

Резка поковок и отливок производится ручным резаком типа РЗР-2, работающим на пропан-бутане в смеси с кислородом. Этот резак режет поковки и отливки толщиной от 300 до 800 мм. Для обеспечения качественной резки заготовок такой толщины значение имеет положение резака и скорость его перемещения. В начале резки резак необходимо расположить под прямым углом к разрезаемой поверхности или под углом 5° в сторону, обратную движению. После предварительного подогрева места начала резки и пуска режущего кислорода необходимо убедиться в полном прорезании металла по всей толщине и затем начать перемещение резака. К концу реза необходимо немного снизить скорость резки и увеличить угол наклона резака в сторону, обратную движению, до 10—15°, для обеспечения полного прорезания конечного участка и уменьшения отстаивания линий реза.

Резка труб. Трубы режутся с использованием ацетилена или его заменителей. Поворачивать трубу в процессе резки можно при помощи роликов, как это показано на рис. 2.


Рис. 2 Резка труб: А – скоростная резка; Б – резка на роликовом стенде

При таком положении резака увеличивается зона взаимодействия кислорода с металлом, и образующийся в процессе резки шлак нагревает впереди лежащий участок труб, благодаря чему улучшаются условия оксидирования металла. Однако время предварительного подогрева поверхности трубы до температуры воспламенения удлиняется до 60-70с. Для уменьшения времени нагрева и начала процесса практически сходу необходимо ввести в зону реакции стальной пруток (или железный порошок). Средняя скорость резки труб диаметром 300—1020 мм с толщиной стенки до 12 мм составляет 1,5—2,3 м/мин, т.е. повышается в 2—3 раза по сравнению со схемой резки перпендикулярным расположением резака.

Правильная последовательность резки профильных прокатов показана на рис. 3.


Рис. 3 Последовательность резки: а - резка уголка за один проход: 1 - положение резака при резке первой полки, 2— положение резака при резке второй полки;
б - резка уголка с обушка: 1 — положение резака при прорезании с обушка; 2 - положение резака при резке первой полки, 3 - положение резака при резке второй полки; в - резка двутавровой балки: 1,2— положение резака при обрезке верхней и нижней полки, 3 - положение резака при обрезке стойки

Явление деформации при резке. Причины термической деформации заключаются в том, что неравномерный нагрев и охлаждение деталей (заготовок) вызывают появление остаточных напряжений в металле. Чтобы избежать этого, существует ряд практических рекомендаций:

— применять водяное охлаждение металла непосредственно в процессе резки;

— производить отжиг или отпуск перед началом резки металла;

— производить вырезку отверстий в металле раньше других работ;

— листы металла перед резкой закреплять во избежание их смешения под воздействием остаточных напряжений;

— резку всегда начинать с кромки, которая имеет наибольшую длину, а заканчивать на короткой кромке;

— если надо резать прямые и зигзагообразные линии, то начинать надо с зигзагообразной линии;

— если в процессе резки образуются перемычки и их надо убрать, то это следует делать после окончания всех работ по резке;

— мелкие детали вырезать после крупных;

— скорость резки должна быть максимально допустимой, чтобы не сильно нагревались кромки разрезаемого металла.

Технология резки металлов большой толщины. Для ручной резки металлов толщиной до 700 мм надо пользоваться резаками РЗР-2, применяя газы-заменители ацетилена, которые дают науглераживающее пламя и требуемую длину факела. При этом должен неукоснительно соблюдаться режим резки.

Режим резки металла большой толщины.


Толщина металлаДавление струи кислорода (МПа)Зазор между мундштуком и поверхностью металла (мм)Диаметр режущего сопла (мм)
3000,3306,0
4000,4306,0
5000,35407,0
6000,45407,0
7000,4508,0

Мундштук при резке металла большой толщины должен иметь наклон 2—3° вправо (по направлению резки), а к концу резки — 1—3: влево, как показано на рис. 4.


Рис. 4 Положение мундштука при резке стали большой толщины: а — перед началом резки: б — перед окончанием резки

Другие статьи раздела "Советы мастеру":

  1. 29.10.14 Кислородная резка пакетированных листов, труб, уголков...
  2. 29.10.14 Как резать кислородом
  3. 29.10.14 Кислородно-флюсовая резка; поверхностная кислородная резка
  4. 29.10.14 Газовая сварка стали
  5. 29.10.14 Газовая низкотемпературная сварка чугуна
  6. 29.10.14 Горячая газовая сварка чугуна
  7. 29.10.14 Холодная газовая сварка чугуна
  8. 29.10.14 Как варить газом алюминий и его сплавы
  9. 29.10.14 Как сварить латунь газом
  10. 29.10.14 Как газом сварить медь
Прыг: 01 02 03