Бондарное ремесло. Стань мастером

  1. Знакомство с бондарным ремеслом

    Можете ли Вы отличить бочку от кадушки? В современном обиходе различия между двумя этими предметами не делают – чаще бочкой называют кадушку, но не наоборот. Но эти два вида бондарной посуды отличаются друг от друга так же, как ведро от чайника. Однако не только в городе, но и в деревне путают названия, не имея представления о всем многообразии бондарной посуды, без которой нельзя было обойтись в недалеком прошлом
  2. Свойства древесины дуб, осина, липа

    Для мастера, изготовляющего бондарную посуду, прежде всего важны технологические свойства древесины. Необходимо, чтобы она хорошо кололась, обрабатывалась резанием (строгалась, пилилась), была достаточно упругой и вязкой, при распаривании легко гнулась. Все эти свойства, если они имеются у определенной древесины, обеспечивают успех в работе
  3. Свойства древесины сосна, ель, можжевельник

    Сосна. Ее древесина в отличие от дубовой имеет средние показатели. У нее умеренная прочность, невысокая твердость. Усыхает она умеренно и растрескивается незначительно. Вместе с тем сосна имеет прямослойную древесину, которая хорошо раскалывается не только в радиальном, но и в тангентальном направлении
  4. Однорядная и двухрядная выколка клепок

    Для изготовления бондарной посуды применяют дощечки с прямоугольным сечением — клепки, или лады. Они бывают пилеными и колотыми. Первые получают распиливанием кряжа на отдельные доски, вторые — раскалыванием колод и чураков. Пиленые клепки имеют низкую прочность, так как пила перерезает волокна древесины, как бы вскрывая их
  5. Способы закрепления обтесываемых клепок

    Прежде чем отправить клепки на сушку, их слегка обрабатывают: стесывают со стороны сердцевины клиновидные выступы, а также заболонь — молодую древесину, прилегающую непосредственно к коре. Заболонь дуба четко отграничена от ядра. Она окрашена в светло-желтый цвет, в то время как ядро имеет темно-бурую и коричневую окраску
  6. Выколка клепок ножом с изогнутым полотном; из чего можно выбрать клепки

    В отличие от древесины дуба и других лиственных пород хвойная древесина, в частности сосны и ели, хорошо раскалывается также в тангентальном направлении, совпадающем с направлением годичных слоев. Это свойство древесины сосны и ели порой используют при заготовке клепок не только с прямоугольным сечением, но и желобчатых
  7. Про съемную верстачную доску

    Спорая и искусная работа зависит не только от опыта и сноровки бочара. Во многом ее определяют удобные и надежные инструменты и приспособления. Каждый инструмент бочар делает сам по своей руке, а станок — по своему росту. Бочар упорно добивается, чтобы рукоятка, скажем, скобелки, лежала в руке как влитая
  8. Изготовление и использование бондарной скамьи; про бондарные зажимы

    Бондарная скамья (рис. 1) — это своеобразный верстак с тисками, удерживающими клепку во время строгания. Ножки скамьи для прочности укреплены подкосами. Под углом 20—30° с одного края к скамье прибита опорная доска. Чтобы угол ее наклона к сиденью был постоянным, под доской укрепляют вертикальный брусок
  9. Чем и как фуговать клепки

    Бондарный фуганок (рис. 1) предназначен для строгания узких кромок клепки под заданным углом. По сути — это обычный фуганок, только перевернутый и значительно длиннее (до 1,5 м). Две передние ножки его сделаны немного короче задних. Такое положение фуганка облегчает процесс строгания клепок
  10. Приспособления для стягивания бочечных клепок

    Бондарный ворот предназначен для стягивания клепок в остове перед надеванием рабочих и постоянных обручей, особенно уторных. Известно множество конструкций воротов. Самый простой, применявшийся старыми мастерами, состоял из вертикального вращающегося столба, который закрепляли в мастерской между потолком и полом
  11. Бондарные торцовочные станки

    В бочарной мастерской необходимо иметь торцовочные станки. Они предназначены для торцовки собранной бондарной посуды. Большие кадки и бочки старые мастера обрезали в так называемом кресле (рис. 1). Его устраивали прямо на земле, где-нибудь под навесом, недалеко от мастерской
  12. Изготовление и назначение топора

    В бочарном деле, так же, как и в плотницком, применяют топоры весом от 0,5 до 1,75 кг. Тяжелые топоры используют в основном при заготовке клепок: ведь, чтобы расколоть кряж, требуется достаточно большая сила удара. Топоры поменьше употребляют для обтесывания клепок
  13. Изготовление и применение тесла и ножа для бондарного дела

    Тесло (рис. 1) применялось древоделами так же широко, как и топор. Плотники употребляли его для выдалбливания желобов, пазов и вытеснения всевозможных выемок в бревнах. Тесло незаменимо при изготовлении долбленой посуды: корыт, братин, ковшей. Бондари используют его при черновой обработке вогнутых поверхностей клепок
  14. Изготовление и назначение скобеля

    Струг, или скобель, представляет собой скобу с прямым или дугообразным лезвием. На изогнутые концы насажены две деревянные ручки. В плотницком деле скобели применяют для строгания бревен после обработки их топором и теслом, а также для снятия с бревен остатков коры после черновой окорки (обдирки) ее топором
  15. Специальные рубанки и шлифовальные колодки

    Следующая группа инструментов, применяемых в бондарном деле, представляет собой специальные рубанки. Галтель употребляют для строгания внутренних сторон прямых клепок, идущих на изготовление кадок, ведер. Подошва галтеля представляет собой часть цилиндрической поверхности. Радиус ее округления зависит от диаметра бондарной посуды. Все рубанки делают из хорошо просушенной древесины
  16. Круговой бондарный горбач и уторник; приемы работы с ними

    Круговой горбач используется бондарями для строгания внутренней поверхности бондарной посуды вдоль края, где предполагается врезать донышко. Он подготовляет (выравнивает) края клепок перед нарезкой уторов, в которые вставляют донце
  17. Натяг; металлические, деревянные и комбинированные набойки – изготовление и приемы работы

    Следующий инструмент, который встретишь только в бондарной мастерской, — натяг. С помощью натяга надевают (натягивают) на остов бондарной посуды металлические и деревянные уторные обручи. Он состоит из деревянного бруска с рукояткой на одном конце и металлическим крючком — на другом
  18. Скобелки – изготовление и применение

    Для выравнивания внутренних поверхностей бондарной посуды, особенно в стыках клепок, бондари применяют специальные бондарные скобелки. В отличие от скобеля скобелка имеет одну ручку. Благодаря этому ею можно снимать тончайшую стружку в малодоступных местах внутри узкой бондарной посуды. Скобелку изготовляют из инструментальной стали (можно использовать полотно косы или пилы). Из отожженной полоски толщиной 2 мм вырубают зубилом заготовку
  19. Измерительные приспособления бондарная скоба; рейсмус – приемы работы

    Для измерения, разметки и проверки точности изготовления деталей бондарной посуды используют различные мерительные инструменты и шаблоны: линейку, треугольник, циркуль, матерчатый (портняжный) метр и бондарную скобу. От бондарной скобы во многом зависит успех работы. С ее помощью бондарь контролирует кривизну выпуклой поверхности клепки, определяет скосы боковых кромок и ширину клепок у торцов и в пуке (в середине). Бондарная скоба — самый распространенный шаблон, используемый в бондарном деле на протяжении многих столетий
  20. Типы деревянных обручей, применявшихся в Древнем Новгороде

    Основа любой бондарной посуды — клепки и обручи. Из клепок собирают стенки и донца бондарной посуды, рациональная конструкция которой выверена многовековым опытом народных мастеров. Достаточно извлечь одну, хотя бы самую узкую клепку, как кадка или бочка тут же превратится в груду отдельных дощечек. В то же время бочка или кадка не распадется до тех пор, пока остается хотя бы один обруч. Но связь между клепками ослабевает настолько, что использовать такую посуду будет уже невозможно
  21. Еловые обручи; обручи из еловой щепы

    Обручи из еловых веток имеют более высокую прочность, чем из ивовых побегов. Благодаря плотной смолистой древесине они меньше подвержены гниению. Но одно из самых больших достоинств еловых ветвей — необыкновенная гибкость
  22. Обручи из сирени, ирги, черемухи, черешни, коры липы, ивы, дуба, ясеня, вяза, клена и орешника

    Очень прочные, твердые и красивые обручи можно вырезать из прямых побегов сирени. Их заготовляют при прореживании посадок в саду. Особенно хороши сиреневые обручи для небольших бондарных изделий
  23. Расщепление веток колунками; заготовки обручей с различным сечением; изготовление обручей

    С расщепления ветки начинается непосредственное изготовление обруча. Разумеется, заготовленные ветви можно так же надежно хранить где-нибудь в сарае, во дворе, в саду. Материал для обручей можно хранить в виде окоренных и расщепленных заготовок. Со срезанных в осеннее время веток снимают кору и расщепляют на две, три или четыре части
  24. Изготовление обруча с шиповым замком; изготовление ленточных обручей

    Пропаренную и промятую заготовку опоясывают вокруг остова бондарной посуды, перехлестывают ее концы, на которых проводят карандашом поперечную линию. Карандашные линии будут основными ориентирами при вырезании элементов шипового замка. Концы заготовки, расположенные за пределами этих линий, срезают на ус. Затем вырезают крючкообразные шипы — один справа, другой слева. То есть они расположены относительно друг друга как бы в зеркальном изображении. На некотором расстоянии от каждого шипа делают неглубокие зарубки под острыми углами к продольной оси
  25. Изготовление металлических обручей

    Железные обручи намного прочнее деревянных, но они имеют недостаток, который лишает бондарную посуду привлекательности. Любая древесина, из которой делают клепки, в большей или меньшей степени содержит дубильные вещества, так называемые танины. Особенно много их в древесине дуба. Попав под дождь или в сырое помещение, железные обручи, даже если они и были окрашены, постепенно начинают ржаветь. Соединяясь с танином, ржавчина окрашивает древесину дуба в черный цвет, а древесину других деревьев — в серый с грязными разводами
  26. Изготовление обручей из консервной банки; декоративная отделка и набивка обручей

    Небольшие обручи, имеющие диаметр до 100 мм, можно вырезать из консервных банок. Они могут быть использованы для вязки мелкой бондарной посуды — карандашниц, банок для сыпучих продуктов. Изготовить такие обручи не составляет труда. Ведь при этом отпадает необходимость соединять их заклепками.
  27. Про бочарную траву

    Растет в сырых местах трава, которую бочары порой используют в своем ремесле. Если бондарная посуда, будь то кадка или бочка, сделана из хорошо просушенной древесины с большой точностью, то надобности в бочарной траве нет. Но бывает, мастер не уверен, что клепки пригнаны друг к другу с достаточной точностью, тогда-то и выручает его бочарная трава
  28. Способы использования бочарной травы

    Прежде чем пустить бочарную траву в дело, ее обязательно увлажняют в теплой воде. Затем заворачивают в мокрое полотно и вынимают оттуда по мере необходимости. Траву не следует держать во влажном состоянии более суток, так как она покрывается плесенью, чернеет и теряет первоначальную прочность. Бочарную траву используют как при изготовлении новой посуды, так и при ремонте старой. Ее вставляют в тех местах, где не удалось добиться плотного прилегания клепок, появилась едва заметная щель или где точность соединения деталей вызывает сомнения
  29. Формы поверхности бондарной посуды; использование шаблонов

    Изготовляя клепки, бондарь как бы заранее предопределяет форму и размеры будущего изделия. При всем бесконечном разнообразии бондарная посуда состоит всего лишь из трех видов клепок, имеющих цилиндрическую, коническую и параболическую поверхности. Клепка, предназначенная для изготовления посуды, в основе которой лежит цилиндр, представляет собой желобчатую прямую дощечку прямоугольной формы. Такие клепки легко делать, но трудно соединять с помощью деревянных или стальных обручей, имеющих постоянный диаметр
  30. Изготовление лекала для бочечных клепок; как определить сколько нужно клепок

    Чистовое строгание кромок бочечных клепок можно выполнить столярным фуганком с помощью специального лекала, которое вставляют в колоду. Для каждого вида клепок изготовляют свое лекало. Рабочая поверхность лекала должна точно повторять выпуклую поверхность каждой готовой клепки. Чтобы найти форму и размеры лекала, на бумаге в натуральную величину вычерчивают две проекции бондарного изделия
  31. Изготовление посуды с коническим остовом подготовка клепок

    Из клепок с конической и цилиндрической поверхностью изготовляют бондарную посуду, имеющую самое разнообразное применение в быту. Широкое распространение получили всевозможные кадки для солений и квашений, колодезные бадьи и ведра, подойники, ушаты и многое другое. Несмотря на разнообразие формы, размеров и отдельных деталей, в основе их лежит одна и та же форма — усеченный конус. Добившись успеха в изготовлении посуды с коническим остовом, например, кадки, без особых затруднений можно сделать также ведро, кружку, бадью и другую утварь, имеющую ту же основу
  32. Изготовление посуды с коническим остовом сборка остова; изготовление донца

    Соединенные вместе кромками и стянутые обручами клепки-боковики образуют так называемый остов бондарного изделия. Временно его собирают с помощью металлических рабочих обручей. Их должно быть два: один соответствующий диаметру верхней части, другой — основанию бондарного изделия. Сборку конического остова, в данном случае кадушки, начинают с малого обруча. Примерно на равном расстоянии друг от друга к нему прикрепляют с помощью зажимов три опорные клепки
  33. Изготовление посуды с параболическим остовом

    Параболический остов имеют всевозможные бочки и бочонки (барильца, анкерки и т.п.). Поскольку боковая поверхность подобной бондарной посуды имеет параболическую форму с различной степенью кривизны, существуют два способа изготовления остова. Клепки, из которых собрана такая посуда, имеют довольно сложную форму. Каждая готовая клепка представляет собой дощечку с желобом с внутренней стороны и выпуклой поверхностью — с внешней
  34. Закалка и сушка остова; как изготовить остов с параболической поверхностью без применения гнутья

    Чтобы закрепить форму клепок, полученную при стяжке, а также повысить плотность и прочность древесины, остов закаливают и просушивают. Существует множество способов закалки. Один из них заключается в том, что в остов кладут слой стружек и поджигают. Медленно перекатывая остов с горящими стружками, следят за тем, чтобы древесина внутри его равномерно обожглась, но не обуглилась. В бондарных мастерских для закаливания клепок применяли так называемые мангалки — чугунные колпаки, нагреваемые газом
  35. Советы по использованию кадок; размеры кадок, наиболее часто используемых в хозяйстве

    Само слово «кадь», образованное от древнегреческого «кадо» (кружка, ведро), дошло до нас в первозданном виде и означает крупную бондарную посуду, имеющую форму цилиндра или усеченного конуса. Позднее ее стали называть также кадиной, кадищей, кодовом, а бондарную посуду поменьше — кадкой, кадушкой, кадцой, кадулей. В отличие от бочки кадку вполне можно назвать домоседкой. Ее постоянное место во дворе, амбаре, в чулане и погребе, на кухне у печи
  36. Изготовление кружка и крышки для кадки

    Для каждой кадки также нужно изготовить кружок и крышку. Кружком прижимают заложенные в кадку продукты, а крышкой ее закрывают, чтобы уберечь содержимое от пыли и грязи. Если изготовленные кадки имеют минимальную разницу между верхом и низом, приближаясь по форме к цилиндру, то зазор между их стенками и кружком может быть минимальным (особенно, когда под гнетом будут находиться ягоды, грибы или капуста). Малый зазор не даст им возможности выскользнуть из-под кружка
  37. Герметизация, вымачивание, пропарка и уход за кадкой

    Чтобы проверить добротность бондарной посудины, в нее наливают чистую холодную воду. На первых порах в стыках клепок и уторах может слегка просачиваться вода, но это не должно вызывать тревоги. Через некоторое время (как только древесные волокна слегка разбухнут) течь прекратится и кадка будет надежно держать воду
  38. Гнет для кружка камень, клин, специальное приспособление

    Гнет необходим не только при заготовке впрок так называемых даров леса, но и «сеяных» овощей и фруктов. Кладут его сверху на кружок для того, чтобы заложенные в кадку соления и мочения не всплывали, а постоянно находились в рассоле. Издавна в качестве гнета при домашних заготовках использовали камни, чаще всего песчаники и кремни
  39. Кадка-двудонка

    Нет правил без исключений. Эта истина находит подтверждение и в бондарном деле, поскольку среди кадок встречаются и такие, которые имеют не одно, а два дна. В этих кадках, предназначенных для жидкостей, не только держали, но и носили в поле воду, а порой и квас. Для того чтобы двухдонную кадочку, имеющую емкость от ведра и более, удобно было приподнимать при выливании из нее жидкости, а также переносить на различные расстояния, в середине верхнего донца укрепляют металлическую или деревянную ручку
  40. Немного истории о наливных и сухотарных бочках

    Наливные бочки имеют два дна и втулку (наливное отверстие, просверленное в одной из клепок). Чтобы находящаяся в бочке жидкость не вылилась, втулку затыкают гвоздем (так бондари называют пробку)
  41. Водовозные бочки история и объем наиболее распространенных бочек

    Еще в древнем Новгороде для перевозки воды широко использовали водовозные бочки. Большие бочки перевозили на лошадях, а поменьше, на ведра три-четыре, в небольшой тележке вручную. Судя по найденным при раскопке клепкам, большие бочки вмещали до 45 ведер воды (примерно, 540 л), а маленькие — три-четыре ведра. Малая водовозная бочка (высота 52 см, диаметр 39 см), относящаяся к XVI веку, сохранилась полностью. Сделана она была из дуба. В одной из самых широких клепок-боковиков было вырезано прямоугольное наливное отверстие
  42. Зависимость размеров бочки и клепки от необходимого объема бочки; как измерить объем бочки

    В наше время в деревнях воду от колодцев либо несут в ведрах, либо везут в трехведерных молочных флягах, закрепленных на специальных двухколесных тележках. Фляги выгодны тем, что вместо двух ведер воды, которые можно принести за один раз, один человек привозит на тележке сразу три
  43. Как вырезать наливное отверстие

    В готовом остове до того, как вставить донья, вырезают или сверлят наливные отверстия. Для водовозной бочки наливное отверстие вырезают в двух смежных клепках курковкой (пилой-ножовкой с узким полотном). Отверстие в клепках должно быть таким, чтобы в него свободно проходил ковш-черпак. В наливной бочке, предназначенной для всевозможных напитков, отверстие в самой широкой клепке сверлят коловоротом, в патрон которого вставляют плоское сверло со скошенными на 1—2° боковыми кромками
  44. Ливеры – применение и изготовление

    Из достаточно подъемных бочек напитки легко налить в жбан или кружку через наливное отверстие. Если бочка многоведерная, то сделать это не так-то просто: иную бочку и с места-то не каждый сдвинет. Обычно у больших бочек, установленных горизонтально, в одном из доньев сверлят заранее сквозное отверстие, в которое ввинчивают металлический кран
  45. Как собрать анкерок

    Бочонки, вмещавшие от одного до трех ведер жидкости, широко употребляли в морском быту. Их называли анкерами или анкерками. Название бочонка было заимствовано из голландского языка во времена Петра I. Анкерки, наполненные пресной водой, брали с собой при плавании на шлюпках. Любопытно, что, когда шлюпка шла под парусами, анкерки с водой успешно использовались в качестве балласта, улучшающего мореходные качества судна. На кораблях в анкерках хранили вино, уксус и другие продукты, а для пресной воды использовали более крупные вместилища
  46. Особенности сборки бочонка кухли и барило

    В южных и западных губерниях России для переноски различных напитков на небольшие расстояния и для подачи их на стол использовали так называемую кухлю. Благодаря ножкам тулово бочонка находилось в горизонтальном положении. Вверху располагалась втулка, ручка и сливной носик
  47. Лагунец изготовление верхнего донца (крышки)

    От других дорожных бочонков лагунец отличает своеобразие конструктивного и пластического решения. У него есть ручка-кольцо, втулка с пробкой и сливной носик. Но самое замечательное то, что все эти детали вырезают из единого куска дерева. В лагунцах брали в дальнюю или ближнюю дорогу вино, квас, а то и чистую воду — все зависело от пристрастия их владельцев. Удобство этой дорожной посуды заключалось в том, что ее можно было повесить за кольцо в повозке или карете на специальный крюк, а в помещении поставить на стол
  48. Лагунец изготовление ушка и кольца

    Когда крышка готова прежде, чем вставить ее в уторы, необходимо вбить в нее ушко с кольцом. Эти единственные металлические детали изготовляют из стальной или медной проволоки толщиной не менее 5 мм. Проволоку отжигают докрасна на огне и медленно охлаждают на открытом воздухе
  49. Как изготовить бондарную солоницу

    Во все времена к соли относились очень бережно — просыпать соль считалось большим грехом. Хранили соль и подавали на стол в добротных деревянных солоницах, имеющих выверенные веками размеры, пропорции и конструкции. Отличались они друг от друга разнообразием технических приемов изготовления, неповторимостью декоративного убранства. В Верхнем и Среднем Поволжье широкое распространение получили так называемые солонки-кресла. И в самом деле, по форме они напоминали кресла, даже отдельные их части назывались так же, как и у кресла
  50. Про ушат-водонос

    «Весь лес в обрез, а два дерева выше всех». Так образно передает старинная народная загадка конструктивные особенности бондарного сосуда, именуемого ушатом. Другая загадка намекает на происхождение его названия
  51. Как изготовить ушат для соления

    В наше время ушаты не изжили себя, но их чаще всего используют для соления сала и мяса. Ушаты для этих надобностей изготовляют на предприятиях лесного хозяйства. Ушат для солений в отличие от своего собрата ушата-водоноса слегка расширяется кверху, а не сужается, то есть он имеет форму усеченного конуса, вершина которого направлена не вверх, а вниз. Уши его имеют не круглые, а прямоугольные отверстия. Такая форма отверстий дает возможность использовать выступающие клепки как ручки
  52. Изготовление ушата-скобкаря

    В прошлом веке мастера изготовляли также небольшие ушаты, предназначенные для хранения топленого или, как его еще называли, русского масла. Широко были распространены небольшие ушатики на 2, на 3 л, выдолбленные из ствола дерева
  53. Как изготовить гнутую ручку из тонкой заготовки

    Из картона или жести вырезают шаблон, с помощью которого на деревянный брус наносят карандашом контуры заготовки гнутой ручки. Ориентируясь на карандашные линии, выпиливают и вырезают ручку по контуру, затем тщательно зачищают наждачной бумагой
  54. Как изготовить гнутую ручку из заготовки толщиной более 10мм

    Если сгибаемая часть заготовки для ручки имеет толщину более 10 мм, прибегают к помощи пропилов и клинообразных вырезов. Простота этого способа заключается в том, что он не требует каких-либо специальных (пусть даже простейших) станков и приспособлений
  55. Изготовление колодезной бадьи

    Известно, что для переноски воды более удобны ведра, у которых верх слегка сужается. Вода в таких ведрах почти не расплескивается при ходьбе, но достать ее, особенно из глубокого колодца, не так-то просто. Для подъема воды более удобны так называемые бадьистые ведра, то есть с расширяющимся верхом. Именно они стали прообразом классической бадьи, способной служить долгие годы, выдерживая большие нагрузки. Хотя ведро уже имело форму будущей бадьи, удобную для зачерпывания воды, прочность его была низкой
  56. Как изготовить ведро-водоноску

    До введения в 1918 году метрической системы ведро, имевшее емкость около 12 л, было распространенной мерой жидкости в России. Как подтвердили раскопки древнего Новгорода, в XIV—XV веках объем ведра равнялся 11,75 л. В начале XX века емкость мерного (так называемого казенного) ведра была 12,29 л. Такое количество воды весит ровно 30 фунтов (в каждом фунте 409,5 г). В ведро можно было налить 10 мерных кружек воды емкостью по 1,23 л, весом 3 фунта. Ведро использовалось для определения объема стандартной бочки
  57. Как сделать удобное коромысло

    Коромысло (или, как говорили в старину, коромысел) впервые встречается в памятниках XVI века. «Одиночный водонос, лучковый рычажок, которым на плече носят пару ведер» вскоре становится популярным в самых отдаленных уголках России. Его достоинства по заслугам оценили в старинных городах, но особенно в деревнях
  58. Как изготовить и использовать подойник

    На загадку «В нашем доме носатая гостейка» в разных уголках России давали такие ответы: дойник, подойница, доилка, подойник, доильник, подовница (в Вятской губернии), подояшка (в Тверской и Псковской губерниях). И все они были правильными
  59. Квашня в прошлом

    С незапамятных времен на Руси умели приготовлять кислое дрожжевое тесто и выпекать из него разнообразные хлебы, среди которых были простые, ситные, крупитчатые и просфоры. Во многих пекарнях, обслуживающих рынок, выпекали сайки, булки, крендели, калачи и другие мучные изделия
  60. Изготовление бондарной квашни сегодня

    По сравнению со стародавними временами, когда в крестьянской семье хлеб приходилось выпекать два раза в неделю, нынешняя квашня бывает в работе только перед большими праздниками. Все же остальное время она отдыхает на кухонной полке. Поэтому очень важно, чтобы квашня не только вписалась в кухонный интерьер, но и украсила его. Именно с учетом всего этого выполнена квашня, изображенная на рисунке. Чтобы ее было удобно снимать с полки и переносить, по бокам укреплены две ручки. Сверху квашню закрывают круглым деревянным квашенником с фигурной ручкой в середине
  61. Веселка и мутовка для квашни

    Приготовленную опару нужно размешать так, чтобы не осталось в ней даже крохотного комочка. Для замешивания теста использовали так называемое хлебное весло или веселко (веселку) — узенькую деревянную лопаточку
  62. Про жбан

    Настольная бондарная посуда получила широкое распространение еще в X—XV веках. При раскопках древнего Новгорода удалось установить, что новгородцы использовали в своем быту не только самые различные жбаны и жбанчики, но и стаканы и чаши, выполненные в бондарной технике. Чаши и стаканы оказались не столь живучи и были вытеснены точеной посудой, но вот жбаны почти без изменений прошли сквозь многие века
  63. Особенности изготовления коновки и кружки

    Для непродолжительного хранения и переноски воды внутри дома использовали бондарную посудину, напоминающую очень высокую кружку, — коновку, или кандейку. Коновки с крышками употребляли так же, как и современный графин, а без крышек — как кувшин. Из коновки поливали на руки при умывании
  64. Пропорции бондарной посуды

    Остовы для жбана, кружки и коновки изготовляют так же, как и для любой другой бондарной посуды, имеющей форму усеченного конуса. Индивидуальными будут пропорции, размеры, а также форма крышек и ручек. У декоративных сосудов ручка может иметь самую необычную форму. Так, ручка, украшенная пропильной резьбой, придает жбану, кружке и коновке нарядный и торжественный вид. Такая посуда может украсить интерьер любой кухни
  65. Про лагун и его изготовление

    Несколько особняком от кружек, жбанов и коновок стоит другой оригинальный бондарный сосуд — лагун, или лагушка, который изготовлялся народными мастерами Прикамья вплоть до начала XX века. Хотя в нем и использованы детали самой разнородной бондарной посуды, он не утратил целостности формы и стал более универсальным
  66. Про ледницу (охладитель напитков)

    Для того чтобы сохранить долгое время холодными находящиеся на столе фруктовую воду, соки и вина, издавна использовали так называемые ледницы или леднички. Многие из них представляли собой миниатюрную бадью или ушатик с расширяющимся верхом. В ледницу ставили бутылки, наливали холодную воду, в которую бросали кусочки льда, принесенные из погреба. Плавая на поверхности, лед охлаждает воду. Холодная вода, согласно законам физики, опускается вниз, вытесняя наверх более теплую, которая от соседства со льдом охлаждается и тоже, в свою очередь, опускается вниз
  67. Как изготовить конфетницу

    Большим разнообразием формы и декоративной отделки отличаются конфетницы. Работа над формой и декоративным оформлением этих небольших бондарных изделий открывает неограниченные возможности для фантазии мастера-древодела
  68. Как собрать флягу (баклагу)

    По определению В. И. Даля, фляга — «плоский дорожный сосуд для питий». В переводе с немецкого слово «фляга» означает «бутылка», точнее плоская бутылка, приспособленная для ношения на поясе. Сначала это была бутылка, оплетенная травой или лозой
  69. Как собрать кувшин для кваса (кумган)

    В XVII веке в России широкое развитие получило производство медной посуды. Среди прочей посуды заводы стали выпускать кувшины для кваса, так называемые кумганы. Форма кувшинов была заимствована у древнейшей среднеазиатской посуды и отличалась восточной изысканностью. Каждый кувшин представлял собой стройный сосуд с изящным длинным носиком, плавно изогнутой ручкой и красивой крышкой. Появившиеся на рынках кувшины приглянулись подмосковным гончарам. Прошло какое-то время и производство квасных кувшинов восточного типа было налажено в Гжели
  70. Банная утварь шайка, чан и ковш

    Шайка — это единственный сосуд, который как бы постоянно приписан к бане и изготовляется исключительно для нее. Кроме шайки, в бане используют и другую бондарную посуду: ушаты, ведра, баки или чаны. Хотя ушат и не входил, подобно шайке, в число непременных банных атрибутов, тем не менее без него, как и без ведер, нельзя было обойтись
  71. Бондарный интерьер горницы крестьянской избы

    «Ушастый кабан завсегда в избе?». «Три ноги, два уха да шестое брюхо?». Нынешним жителям села, особенно молодым, не так-то просто отгадать эти загадки. Между тем лохань, о которой идет речь в загадках, была необходимой бондарной утварью в каждом крестьянском доме. Да и в городских жилищах лохани были также необходимы: в одних стирали белье, в других мыли посуду. В специальных лоханях разносили торговцы на продажу живую рыбу. Были лохани, в которых выносили корм животным
  72. Расчет трехногой и четырехногой лоханей

    Изготовляя лохань на трех или четырех ножках, клепки-ножки нужно расположить в бондарном наборе так, чтобы между ними были одинаковые расстояния. У трехногой лохани расстояние между ножками должно быть равным 1/3 периметра, а у лохани на четырех ножках — 1/4 периметра. Для того чтобы заготовленные ножки-клепки оказались в собранном остове именно на таком расстоянии, поступают следующим образом. На верстаке, столе или на специальном приспособлении (описано в предыдущих статьях) откладывают периметр лохани, который она имеет в самой широкой части
  73. Нарезание уторов у лохани; ориентировочные размеры трехногой лохани

    Ножки лохани не только затрудняют сборку остова, но и усложняют нарезание уторного паза. Нарезать его приходится в два приема. Сначала утор нарезают уторником со стороны донышка. Но поскольку ножки будут препятствовать свободному продвижению уторника вдоль всего борта, уторный паз получится прерывистым. Чтобы прорезать паз в недоступных участках, остов лохани переворачивают и располагают уторник с противоположной стороны. Подвижный брус уторника фиксируют в таком положении, чтобы резец оказался на уровне уторного паза
  74. Бондарная посуда для цветов (кадки)

    В отличие от бетонных и керамических деревянные цветочницы, как говорят, дышат... К тому же древесина - хороший теплоизолятор: стенки цветочницы плохо проводят тепло и, следовательно, охраняют грунт и корни растений от резких перепадов температуры. Применение дерева дает возможность легко и быстро изготовить посуду любого размера, такую, которая необходима для того или иного растения
  75. Бондарные вазы

    Бондарная техника дает возможность создавать необычные настольные и напольные вазы. Для их декорирования используют древесину самых различных пород. Клепки из здоровой древесины можно удачно чередовать с клепками, изготовленными из горбыля, поверхность которого украшена «резными узорами», сделанными жуком-короедом. В руки мастера может попасть ствол дерева со всевозможными наплывами. Из него можно сделать выразительную настольную или напольную вазу. Ствол раскалывают на две или четыре части, то есть на колоды или четверики. Каждую часть обрабатывают теслом, выбирая желоб необходимой глубины
  76. Подставка для карандашей и кистей

    Небольшой бондарный сосуд, имеющий форму цилиндра или усеченного конуса, слегка расширяющегося кверху, был найден при раскопках древнего Новгорода. Возможно, что в те далекие времена бондарные стаканы использовались не только для питья, но и как подставки (скажем, для гусиных перьев)
  77. Футляр для бруска (кушка)

    Звонкую песнь работающей косы в стародавние времена можно было услышать не только на лугах в сенокосную пору, но и на полях во время жатвы. Косой-горбушей, а позднее и косой-стойкой жали ячмень, рожь, пшеницу, овес, косили гречу и горох. Поскольку лезвие, или жало, косы быстро тупилось, его приходилось отбивать, то есть выпрямлять и заострять, расплющивая молотком на наковаленке-бабке. Отбивку приходилось производить два раза в день — в полдень и вечером. Точить же косу каждый косарь вынужден довольно часто, причем непосредственно в поле или на лугу
  78. Материалы и инструменты для резьбы

    Издревле мастера-древоделы, в том числе и бочары, стремились к тому, чтобы выходящие из их рук изделия не только долго и надежно служили людям, но и радовали глаз. Большое внимание уделяли декоративной отделке посуды, подаваемой на стол, особенно в праздничные дни. Жбаны, кружки, ушатики, барильца, солонки и лагуны щедро украшали геометрической и плоскорельефной резьбой, выжиганием и росписью
  79. Плосковыемчатая резьба трехгранно-выемчатая

    Хотя геометрическая трехгранно-выемчатая резьба отличается простотой исполнения, узоры, выполненные в этой технике, могут соперничать порой с тончайшими кружевами. Как самые простые, так и сложные узоры трехгранно-выемчатой резьбы состоят из треугольников, трапеций, квадратов и ромбов. Иногда одна-две, а то и все стороны этих геометрических фигур могут быть заменены дугами. Имея в своем распоряжении не очень-то богатый набор геометрических элементов, народные мастера проявляли чудеса изобретательности, добиваясь богатого разнообразия орнаментальных композиций
  80. Плосковыемчатая резьба скобчатая, или ногтевидная

    Другая разновидность геометрической резьбы — скобчатая. Она менее древняя, чем трехгранно-выемчатая. Возможно, это объясняется тем, что основной инструмент, которым выполняют скобчатую резьбу (полукруглая стамеска), появился значительно позже ножа. Если вдавить в древесину лезвие полукруглой желобчатой стамески, на ее поверхности появится надрез в виде скобы. Форма надрезов и дала название скобчатой резьбе. На мягкой древесине ногтем можно сделать неглубокую вмятину, похожую на надрез полукруглой стамески. Отсюда и другое название скобчатой резьбы — ногтевидная
  81. Плосковыемчатая резьба контурная

    Само название этой разновидности плосковыемчатой резьбы говорит о том, что основа ее — контурный рисунок, напоминающий гравировку. Такая резьба была широко распространена уже в X веке. Для нее характерна четкость линий. Резьба дает возможность наносить на поверхность деревянных изделий не только геометрические и растительные узоры, но и изображения людей, животных, зданий и любых других объектов окружающего нас мира. Контурную резьбу нередко сочетали с другими видами, например со скобчатой резьбой
  82. Плоскорельефная резьба

    Некоторые бондарные изделия можно с успехом декорировать плоскорельефной резьбой. Узоры, выполненные в этой технике, размещают чаще всего на ручках и крышках, а также на спинках солонок. Известно три вида плоскорельефной резьбы: с заоваленными контурами (заоваленная, или завальная), с подушечным и подборным (выбранным, подобранным) фоном. Резьба с заоваленными контурами и подушечным фоном очень близки и различаются лишь тем, что у первой фон плоский и слегка заовален (скруглен), у второй он на всех участках скруглен настолько, что напоминает подушечки самой разнообразной формы
  83. Ажурная (прорезная, пропильная) резьба

    Если у плоскорельефной резьбы участки фона выбирают лишь на незначительную глубину, то у ажурной их удаляют полностью. Вместо фона остаются пустые фигурные проемы. В зависимости от техники исполнения ажурную резьбу называют также прорезной и пропильной. Резьбу, у которой ажурные проемы выполнены резчицкими инструментами (резаками и стамесками), называют прорезной, а если ножовкой или лобзиком — пропильной
  84. Пирография

    Изобретение электровыжигателя сделало пирографию одним из самых простых и доступных способов художественной обработки деревянных изделий. Для выжигания на бондарной посуде можно приспособить имеющийся в продаже электровыжигатель заводского изготовления. Но постоянная игла накаливания, вмонтированная в ручку, ограничивает возможности аппарата. Чтобы их расширить, необходимо заменить ручку. Вместо заводской используют самодельную, позволяющую легко и быстро вставлять самые разнообразные иглы накаливания, или штифты. Корпус ручки вытачивают из березы или из бука
  85. Пиротипия

    Пиротипия, или огненная печать, дает возможность украшать бондарные изделия выразительными узорами. Для их создания современные мастера применяют специальные штемпели, рабочую часть которых нагревают на огне либо с помощью электричества. Основу последнего составляет обычный электропаяльник со съемными наконечниками. Штемпель, нагреваемый в пламени горелки или на раскаленных углях, состоит из деревянной ручки, в которую вбита стальная трубка со съемным стержнем на конце
  86. Устранение жимов (жомов) и с чего начинается ремонт бондарных изделий

    При набивании обручей на клепках бондарного изделия от случайных ударов киянки и набойки могут появиться всевозможные вмятины. Сами обручи тоже оставляют на древесине вмятины с лоснящейся поверхностью — так называемые жимы или жомы
  87. Повреждение узких кромок; если кадка течет уторами

    Если в кадке будут повреждены узкие кромки (причем настолько, что бочарная трава окажется бессильной), посуду разбирают и клепки высушивают. Кромки сухих клепок строгают на бондарном фуганке. Для небольших клепок можно использовать и обычный столярный фуганок, укрепленный на верстаке подошвой вверх. На фуганке снимают только верхний слой кромки с трещинами, выбоинами и подгнившей древесиной. Разумеется, после строгания каждая клепка станет хотя немного, но уже
  88. Если обручи стали велики

    О причинах, по которым обручи становятся свободными, было рассказано ранее. К ним следует добавить еще одну, довольно существенную — высокую влажность древесины, из которой была изготовлена бондарная посуда. Высыхая до нормальной (12—15 %) влажности, древесина клепок сжимается довольно сильно. Металлические обручи при необходимости можно уменьшить. Для этого сбивают головки старых заклепок, уменьшают диаметр обруча и соединяют концы с помощью новых заклепок
  89. Если сломались ушки

    Ушки бондарных ведер, бадеек, лоханей и ушатов со временем могут расколоться и прийти в негодность. Происходит это оттого, что ушкам приходится выдерживать большие нагрузки, чем остальным клепкам. Дужка бадьи или ведра во время переноски жидкостей с большой силой врезается во влажную древесину, постепенно выкрашивая и истирая ее
  90. Вторая жизнь бондарной утвари в прошлом

    Хотя и говорят в народе, что «сколоченная (т. е. бондарная) посуда два века живет», наступает все же время, когда отремонтировать ее уже невозможно или нет смысла. Мало кто сразу решится выбросить или сжечь негодную бочку или кадушку — вдруг пригодится. Обычно стоят они где-нибудь в сарае или во дворе до поры до времени. Пожалуй, первым человеком, который дал вторую жизнь бондарной посуде (в частности, бочке) был Диоген Синопский, живший в 404—323 годы до нашей эры. Как известно из истории, великий мудрец приспособил бочку под жилье
  91. Что можно сделать из бочки сегодня

    И в наше время отслужившая свой век бондарная посуда может еще послужить, превратившись в умелых руках в полезные и красивые предметы. Когда в старые времена бочка приходила в негодность, каждый хозяин прежде всего прикидывал: а нельзя ли из нее сделать другую посудину, попроще? Из половины бочки можно сделать ушат: отпилить две противостоящие клепки несколько выше, чем все остальные, и затем просверлить в них два отверстия
  92. Словарь бондарных терминов А - В

    Анкерок. 1. Бочонок с овальными днищами и ручкой вместимостью до 50 л, употребляемый на шлюпках для хранения пресной воды; при плавании шлюпки под парусами анкерок используется в качестве балласта; на кораблях в анкерке хранится уксус, вино и пр. 2. Старинная мера вина в разных странах, емкостью 33—40 л.
  93. Словарь бондарных терминов Г - К

    Галтель. Рубанок с закругленной формой подошвы, применяемый для обработки вогнутой поверхности на внутренней пласти клепок. Гвоздь. Деревянная пробка для бондарной посуды, вытачиваемая из мягкой лиственной древесины, чаще всего из липы.
  94. Словарь бондарных терминов Л - П

    Ладило. Четырехгранный массивный брус со сквозным продольным вырезом, в котором фугуют кромки клепок под заданным углом. Лагун. Бочонок или двудонная кадочка, приспособленная для переноски воды, кваса и молока в поле.
  95. Словарь бондарных терминов Р - Ш

    Рижская бочка. Бочка, содержавшая 125/8 ведер вина (151,5 л). Рученька. Бондарное ведро с крышкой и ручкой-скобой, в котором носили в поле молоко, воду и квас. Сбитень. В старину горячий напиток из меда с пряностями.