Плотничное дело. Уроки мастерства. Содержание

Растворы для имитации древесины ценных пород

Имитация «под орех»

а) используется в первом слое двухромовокислый калий, во втором марганцовокислый калий – оба концентрацией 25г/л; второй слой нанести спустя 10 мин после первого.

б) растворяют 1 кг экстракта ореховых скорлуп в 6 кг мягкой воды, при размешивании, и смазывают сухое, предварительно нагретое дерево два раза этой протравой. После того как она наполовину высохнет, смазывают поверх 20 %-ным раствором хромовокислого калия. После просушки можно дерево шлифовать и полировать как обыкновенно.

Имитация «под красное дерево»

Предназначенное для протравы дерево должно быть хорошо высушено, а нанесение протравы лучше всего производить при помощи кисти, которая после каждого употребления должна быть тотчас вымыта и высушена.

а) очень красивую и прочную протраву приготовляют, смешивая в склянке 500 г тонко измельченного сандала, 30 г поташа и 1,5 кг воды. Смесь оставляют стоять в теплом месте в продолжение недели, часто взбалтывая.

Затем отцеживают жидкость через сукно и сохраняют в подходящем сосуде до употребления. В другой склянке растворяют при нагревании в 1,5 кг воды 30 г квасцов, процеживают и сохраняют.

Предназначенный для травления предмет проходят подогретым первым раствором столько раз, чтобы получилась желаемая окраска, после чего его покрывают второй, также подогретой жидкостью. Смешивать обе жидкости в одну не следует. Протравленный предмет, после сушки, протирают с помощью тряпочки льняным маслом.

б) в последнее время сандал часто заменяют анилиновыми красками, растворимыми в воде. Преимущественно анилиновых красок заключается в их большей кроющей способности. Для имитации красного дерева очень подходит краска «понсо». В 3 л воды растворяют 100 г анилина понсо. Этот раствор наносится на окрашиваемое дерево один или два раза, смотря по цвету, который желают получить.

в) используется в первом слое медный купорос (концентрация 10-50 г/л), во втором желтая кровяная соль (100г/л); второй слой нанести после высыхания первого.

Имитация «под черное дерево»

Гладко остроганное черное (эбеновое) дерево имеет чистый черный цвет без блеска. Удельный вес этого дерева очень велик. Полируется черное дерево настолько хорошо, что отполированная поверхность его представляет собою как бы черное зеркало. Для того чтобы достигнуть хорошей имитации этого дерева, следует брать плотные, твердые сорта дерева с нежным строением. Этому условию удовлетворяют, например, буковое и грушевое дерево.

а) предметы с тщательно выглаженными поверхностями протравляют серной кислотой, после чего их обмывают водою и высушивают. После обработки этой кислотой, предметы протравливают раствором кампешевого дерева или железной протравой.

В первом случае приготовляют 10%-ный раствор кампешевого дерева в воде, покрывают им предметы, дают им затем высохнуть и после того проходят их еще 10%-ный раствором двухромокислого калия в воде.

Во втором случае употребляют железную протраву, которую приготовляют следующим образом: обрабатывают старое железо в продолжение нескольких недель крепким уксусом, взяв на 1 ч. железа 10 ч. уксуса. Потом кипятят 1 ч. чернильных орешков с 10 ч. воды. Подлежащий окраске предмет кладется на несколько дней в полученный раствор уксуснокислого железа (1 раствор), затем высушивается на воздухе, после чего помещается также на несколько дней в отвар чернильных орешков.

Если предмет по своей величине неудобно погружать в жидкость, то его проходят с помощью кисти несколько раз отваром чернильных орешков до получения темно-желтой окраски и затем покрывают раствором уксуснокислого железа или раствором железного купороса до получения черного цвета. Как в том, так и в другом случае операцию ведут до тех пор, пока не получится цвет желаемой густоты.

Еще лучше покрывать предмет попеременно то настоем чернильных орешков, то настоем уксуснокислого железа или железного купороса, причем каждый раз нужно давать предмету высохнуть с поверхности и тогда уже покрывать его вновь.

б) чрезвычайно красивая черная окраска дерева может быть достигнута обработкой его черной анилиновой краской «нигрозином», растворяющейся в воде. Для этой цели растворяют 8 ч. нигрозина в 10ч. воды и покрывают предмет этим раствором. После высушивания по дереву проходят раствором меди в соляной кислоте, который готовится из 20 ч. соляной кислоты и 1 ч. меди.

Тотчас же после нанесения вышеупомянутого раствора дерево принимает очень красивый матово-черный цвет, очень похожий на цвет настоящего черного (эбенового) дерева. Полировка придает ему сильный блеск.

в) используются растворы хлористый анилин (концентрация 50 г/л), хлористая медь (50г/л), двухромокислый калий (25г/л); сначала нанести смесь двух первых растворов, а через 10 мин — третий раствор.

Имитация дубового дерева

Варят в продолжение часа смесь из 500 г кассельской земли, 50 г поташа в 1 л дождевой воды, затем процеживают полученный темный отвар через полотно и уваривают жидкость до тех пор, пока она не достигнет сиропообразного состояния. После этого выливают ее в совершенно плоские ящики из жести (крышки из-под жестянок), дают затвердеть и при помощи пестика превращают в крупный порошок, который после кипячения с водой (1 ч. порошка на 20 ч. воды) в течение нескольких минут дает прекрасную протраву для имитации дубового дерева.

Имитация палисандрового дерева

Палисандровое дерево имеет темно-бурую окраску с характерными красноватыми жилками. Так как ореховое дерево ближе всего подходит к палисандровому, то для имитации последнего и берут ореховое. С другими сортами дерева не получается такой красивой подделки. Ореховое дерево шлифуют пемзой, потом равномерно покрывают при помощи губки или ватки краской следующего состава: 3 ч. Коричневого анилина и 100 ч. спирта. После высушивания операцию, в случае надобности, повторяют.

Темные жилки палисандрового дерева вырисовывают при помощи приспособленной для этой цели плоской кисти и отваром кампешевого дерева. После высушивания дерево протирается губкой, пропитанной слабым раствором двухромокислогокалия, затем в него втирают небольшое количество масла и, наконец, полируют.

Для полирования употребляют раствор красного шеллака в спирте, к которому прибавляется такое количество спиртового раствора орсели, чтобы красный цвет, свойственный этой палитре, имел надлежащую силу. Тогда от совместного действия содержащихся в дереве и в политуре красящих веществ получаются красноватые жилки и темно-бурый цвет палисандрового дерева другие места принимают красно-бурый цвет, что также наблюдается в палисандровом дереве. Смотря по количеству взятого орсели, получается более светлая или более темная окраска палисандрового дерева.

Имитация розового дерева

Розовое дерево отличается свойственными ему темно-красными жилками. Для имитации этого дерева берется клен, как наиболее подходящий по своему строению. Кленовые дощечки или фанеры должны быть тщательно отшлифованы, прежде чем идти в обработку, так как только в этом случае они хорошо принимают окраску.

а) для имитации розового дерева приготовляют две краски: одну - для получения более светлых красных жилок и другую — для более темных, Эти краски представляют собой растворы анилина в спирте. Краски составляются по следующим рецептам:

1) светло-красная: 1 ч. кораллина, 1 ч. розеина, 100 ч. спирта.

2) темно-красная: 1 ч. кораллина, 1 ч. розеина, 0,1—0,2 ч. коричневого анилина, 100 ч. спирта.

При помощи разделенной на несколько частей кисти разрисовывают краской жилки так, чтобы между каждыми двумя оставалось пространство 10—12 мм. Как только эти жилки высохнут, некоторые из них усиливают кое-где той же краской. После этого разделывают жилки при помощи тонких колонковых кистей таким образом, чтобы они не казались резко ограниченными. Наконец, краской 2 разрисовываются наиболее темные жилки. Весь рисунок должен быть исполнен так, чтобы между нарисованными жилками проходили естественные жилки клена.

Если кленовое дерево попалось из темных сортов, то для осветления погружают его в раствор 1 ч. белильной извести в 20 ч. воды и после того, как дерево погружено, прибавляют к раствору крепкого уксуса, от чего дерево светлеет через полчаса. Затем его помещают на сутки в раствор 1 ч. соды в 10 ч. воды, вынув из которого обмывают и высушивают. Дерево, обработанное таким способом, может окрашиваться самыми нежными тонами, проникающими глубоко в дерево.

б) для более грубой имитации розового дерева можно употреблять протраву и без разрисовки жилок. Для этого приготовляют две жидкости: 1) 100 г сандала растворяют, при кипячении в 300 г воды и 2) 100 г кассельской земли и 10 г поташа растворяют в 300 г воды. Затем смешивают обе жидкости вместе, процеживают и разливают в соответствующие жестяные сосуды.

Имитация серого клена

По легкости своего применения и прочности окраски очень хороша в качестве серой протравы для дерева растворимая в воде анилиновая краска нигрозин. Раствор 7 ч. нигрозина в 1000 ч. воды окрашивает дерево в красивый серебристо-серый цвет, который настолько прочен, что даже по прошествии многих лет нисколько не изменяется в своей силе.

Имитация ценных пород древесины обычно осуществляется пропитыванием поверхности древесины водным или спиртовым раствором различных морилок, водными растворами анилиновых красителей или специальными химическими составами — водными растворами различных веществ.

Для обработки древесины "под красное дерево" можно также воспользоваться смесью черной и красной туши (необходимую пропорцию следует подобрать опытным путем).

Имитацию ореховой древесины можно получить при обработке древесины спиртовым 2%-ным раствором йода.

Отделке "под красное дерево" хорошо поддаются ольха, вяз, ясень, бук, кедр, береза, вишня и груша, "под черное дерево" — береза, дуб, клен, граб, яблоня, слива и вишня, "под орех" — ольха, береза, липа и бук.

Раствор наносится на тщательно отшлифованную поверхность тампоном из сложенной в несколько рядов марли, грубой кистью, пульверизатором; можно погружать детали в раствор. Чтобы состав ложился равномерным слоем, поверхность изделия следует предварительно увлажнить.

Если спустя 15—20 мин после первого покрытия не получился цвет желаемой тональности, обработку следует повторить (возможно, неоднократно), но при этом стараться не переувлажнить древесину, чтобы не вызвать ее коробление и растрескивание.

Цвет и тон красителя лучше проверить сначала на бумаге, а окончательно — на кусочке древесины той же породы, подготовленном аналогичным образом. Сырая, обработанная составом древесина дает почти правильное представление о будущей яркости цвета и тона под лаком. Высохший мазок, покрытый лаком, соответствует окончательному цвету и тону будущего покрытия.

Краска лучше закрепляется на древесине, если в раствор добавить немного (до 3 %) столярного клея. При обработке древесины хвойных пород рекомендуется предварительно очистить ее от натеков смолы, а затем промыть 10%-ным раствором едкого натра, бензином, скипидаром, спиртом или 10%-ным раствором поваренной соли.

Плотничное дело. Уроки мастерства. Содержание