Инкрустация. Прозрачная отделка

Если изделие небольшое, его лакируют, опуская в сосуд с лаком. В тыльную часть предмета ввинчивают подвесной крючок или простой шуруп. За него держатся, окуная изделие в ванну с лаком. Затем подвешивают просушивать.

Погружать надо 2—3 раза, чтобы получить равномерно блестящую поверхность. Каждый предыдущий слой должен быть хорошо просушен, и прошлифован мелкой наждачной бумагой.

Если предмет велик и его нельзя опустить в ванночку с лаком, прозрачную пленку наносят тампоном в несколько слоев. Каждый слой тщательно просушивают. Чтобы получить зеркальную поверхность, просохший лаковый слой располировывают шеллачной политурой.

Техника инкрустации с насечкой может применяться самостоятельно в декорировании деревянных изделий и в сочетании с плоскорельефной резьбой, деревянной мозаикой, чеканкой, эмалью. Крупные вставки-бляшки можно гравировать или наносить на них травленый узор.

Возможно контурное изображение без активного использования насечек и бляшек с применением одних лишь продольных очертаний проволоки-дорожки (рис. 1 и 2). Весь узор может быть выбит торцевыми гвоздиками.


Рис. 1 Жар-Птица

Рис. 2 Орнаментальная композиция для декоративного блюда

В одном рисунке допустимо сочетание нескольких видов металла (медь, латунь, мельхиор, бронза, алюминий) в зависимости от наличия материала и от цветового замысла декоративной композиции.

Техника инкрустации с насечкой открывает большие возможности для творческого поиска. Под ударами молоточка, вводящего в дерево элементы инкрустации, получаются пластичные сверкающие узоры с утонченной графикой продольных и циркулярных линий, мерцающих пятен, четких штрихов.

При выборе работ необходимо руководствоваться посильностью изготовления художественных изделий. Это могут быть стаканы под карандаши, кубки, ножи для разрезания бумаги, ручки указок, декоративные шкатулки для кнопок, скрепок, резинок, пеналы, подставки под отрывные и перекидные календари и т. д. Не следует стремиться копировать дагестанские узоры, которые сложились в многолетней творческой работе унцукульских мастеров. Нужно, используя рассмотренные приемы закрепления элементов инкрустации, создавать самостоятельные композиции.

Хочется надеяться, что знакомство с техникой инкрустации с насечкой, рожденной в высокогорном дагестанском ауле, поможет вам в приобретении необходимых навыков.

Инкрустация. Другие документы