Резьба по дереву. Содержание

Резьба по дереву: отделочные операции

К отделочным операциям относятся шлифование резной поверхности, тонирование различными красителями, нанесение прозрачного покрытия, пескоструйная обработка, обжиг паяльной лампой и т. д. Поверхности вращения шлифуют наждачными шкурками в зажимах токарного станка, крупные резные плоскости — на ленточном шлифовальном станке с подвижным столом, мелкие — вручную, шкуркой, навернутой на деревянный брусок.

Удалив с помощью жесткой щетинной щетки древесную и абразивную пыль, образовавшуюся во время шлифовки, можно приступить к выбранному виду обработки. При прозрачной отделке поверхность должна быть сухой, чистой и гладкой. Прозрачный слой можно получить путем вощения, лакировки или полировки. Эти виды отделочных работ можно применять каждый в отдельности и все вместе.

Следует иметь в виду, что полировка резной поверхности — очень ответственная операция, требующая немалого опыта. Для начала стоит потренироваться на ровной плоскости, иначе подтеки политуры с тампона попадут в углубления рельефа и резьба приобретает неприятный вид.

Существует несколько различных способов отделки готовой резьбы. Из прошлых веков широко известно покрытие деревянной резьбы левкасом (слой мела на жидком мездровом или рыбьем клею) с последующей покраской или позолотой.

В отделке резной поверхности можно обратиться к опыту мастеров и отобрать те приемы, которые наиболее подходят.

Народные резчики по дереву в русских деревнях окрашивали свои произведения соком лесных ягод, вываркой различных корешков и листьев. В настоящее время для этой цели служат различного рода протравы и морилки.

Украинские мастера покрывают изделия с геометрической резьбой морилкой серого цвета (для этой цели можно использовать жидко разведенную водой черную тушь). Затем изделие сушат и шлифуют его поверхность до светлого дерева, а в углублениях остаются темно-серые геометрические и контурные узоры.

Аналогичный прием используют прибалтийские мастера, только серый тон у них приобретает широкие цветовые градации от серо-охристого до холодного серо-голубого. Возможно легкое покрытие жидко разведенным лаком в один слой. Прибалтийские мастера резьбы предложили способ пескоструйной обработки резных композиций, выполненных на хвойных породах. Микропесок, вылетающий из пистолета, выбивает мягкие светлые участки годичного слоя, а темные остаются. Получается ребристый, полосатый рельеф.

Довольно широко распространен обжиг пламенем паяльной лампы. Темные смолистые участки годичных слоев обугливаются значительно сильнее, чем светлые. На резном рельефе проступает четкая полосатая текстура. Не надо бояться пережечь дерево. Если его поверхность обуглилась, почернела (а нужно сделать его светлее), поступают следующим образом: тщательно протирают обугленную поверхность вдоль волокон жесткой металлической щеткой. При этом проволока щетки вычищает мягкие, наиболее прогоревшие участки годичных слоев до светлого тона. Жесткие же участки с почерневшим гребнем начинают рельефно проступать. Если возникнет желание сделать такую рельефную фактуру более глубокой, резко выраженной, потребуется произвести обжиг несколько раз, чередуя его с прочисткой щеткой. Можно добиться и обратного цветового эффекта, когда светлыми остаются гребешки твердых частей годичных слоев, а мягкие участки остаются обожженными. Для этого перед обжигом изделие следует смочить медным купоросом.

Изделия небольшого размера можно просто опустить на некоторое время в раствор. Особенно выразительно декоративная текстура проступает при обжиге хвойных пород (лиственницы, сосны, ели). На лиственных породах (липа, осина, ольха, береза) слои выражены слабее, поэтому при обжиге резьба лишь приобретет темный тон, без заметных рельефных изменений. Эти рекомендации относятся главным образом к декоративной обработке резных композиций с высоким рельефом. При выполнении геометрической, трехгранно-выемчатой резьбы лучше использовать тонирование красителями и прозрачную отделку.

Белорусские мастера, например, наряду с резьбой по светлой древесине используют прием выполнения геометрических узоров по поверхности, тонированной в коричневый цвет. На таком фоне светлые, свежие узоры выглядят очень выразительно.

В грузинских изделиях встречается тонирование резной поверхности в светло-фиолетовый цвет (как разведенные чернила) с последующей резьбой по этому полю.

Армянские мастера выполняют резьбу по древесине естественного цвета без какой-либо дальнейшей обработки. Цветовое решение обогащается за счет разнообразных оттенков бука, грецкого ореха, сосны, идущих на основу декоративных изделий (шкатулок, ларцов, сундуков, сундучков, тарелок, подносов и др.).

Среднеазиатские резчики исполняют плоскорельефные виды резьбы по светлой, заранее лакированной поверхности. В этом случае углубленные узоры резного дерева получаются матовыми и несколько более светлого тона по сравнению с блестящими участками исходной плоскости. В Казахстане этот вид работ носит название «сухая резьба».

В своей творческой работе можно использовать несколько доступных видов отделки резной поверхности, они сводятся к следующему:

изделие остается естественным после шлифовки;

отшлифованную поверхность лакируют и полируют, а углубленные узоры остаются матовыми, без покрытия;

тонированную поверхность резного изделия лакируют или полируют, а углубленные элементы композиции остаются матовыми;

резную поверхность тонируют протравами или черной тушью и оставляют матовой, без прозрачной протирки;

прозрачной лаковой пленкой покрывают всю поверхность резьбы, в том числе ее элементы;

резьбу производят на затонированной, темной, покрытой лаком поверхности. В этих случаях шлифовка и отделка опережают резьбу;

резьбу производят на светлой, покрытой лаком поверхности и узоры оставляют матовыми без прозрачной отделки;

поверхность тонируют, оставляя ее без лакового покрытия, и по ней выполняют резьбу;

готовое резное изделие тонируют, прошлифовывают поверхность, оставляя темными углубления узоров;

изделие обжигают паяльной лампой с последующей прочисткой вдоль волокон жесткой металлической щеткой.

В каждом конкретном случае выбор того или иного вида отделки зависит от утилитарного назначения изделия и творческого замысла автора.

Резьба по дереву. Содержание